12.05.2020
КАРТОТЕКА
УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение
вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности
губ.
«Киска
лакает молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка
гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность
языка.
«Пыхтелка»
На щетку колючую очень похож
В клубочек свернувшийся маленький…(еж).
Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует
укреплению губ и обучают равномерному выдоху.
«Зверек»
Словно рыженькая стрелка,
По деревьям скачет…(белка).
Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые
зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы
губ.
«Мишка
вытягивает губы».
Не умеет песни петь,
Любит мед. Кто он? (Медведь).
Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком
положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение
губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их
подвижность.
«Зайчик»
Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы.
Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает
подвижность и укрепляет мышцы губ.
«Подуем
на горячий чай»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь,
чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и
продолжительный выдох.
«Очень
вкусно»
Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу,
потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.
«Откусим
пирожок»
Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение
усиливает кровоснабжение ммышц языка.
«Птенчик»
Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости.
Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно
открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.
«Пила»
Запилила пила,
Зажужжала, как пчела.
Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не
соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части
твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном
выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности
выдоха.
«Топор»
Что за шум? Что за гром?
Я ударил топором.
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о
небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение
развивает подвижность языка.
«Молоток»
Застучали молоточки,
Ударяют по гвоздочкам.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в
боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам
за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности
языка.
«Погреем
руки»
Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на
верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался
небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение
учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.
«Рычание»
Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и
произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх,
развивает ее подвижностть.
«Вой»
Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном
выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного
выдлоха, укрепляет мышцы губ.
Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка
1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край
языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в
рот.
2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край
языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.
3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и
убирают язык в глубь рта.
«Трубочка»
Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает
умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.
«Улыбка»
Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение
вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.
«Улыбка – трубочка»
Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.
Артикуляционная
гимнастика.
Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами, приподняв верхнюю
губу. Упражнение стимулирует движения верхней челюсти.
Дети покусывают верхнюю губу нижними зубами. Упражнение стимулирует
движения нижней челюсти.
Артикуляционная
гимнастика.
Широко открывают рот, как при звуке а и производят длительный
выдох.
Растягивают губы в улыбку, как при звуке и, и производдят
длительный выдох.
Округляют губы, как при звуке о, и производят длительный выдох.
Упражнения способствуют укреплению жевательно-артикуляторных мышц.
Артикуляционная
гимнастика
Дети беззвучно произносят гласные А, Э, И, О, У, держа кончик
языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет жевательно – артикуляторные мышцы.
«Белка
грызет орешки»
Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте.
Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.
«Орешек»
Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку,
задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные
движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.
Артикуляционная
гимнастика
Дети произносят шепотом звук о. Упражнение укрепляет мышцы губ и
вырабатывает продолжительный равномерный выдох.
«Чашечка»
Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка
подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в
заданном положении.
«Конфетка»
Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую
щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.
«Самовар»
Иван Иваныч Самовар надувают обе щеки и удерживают в таком
Был пузатый самовар, положении 3 -5 с.
Трехведерный самовар.
В нем качался кипяток, Поочередно надувают правую и левую щеки,
Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной щеки в
Разъяренный кипяток, другую.
Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щеки, удержи-
Через дырку прямо в кран, вают воздух 2 – 3 с и выпускают через
губы,
Прямо в чашку через кран. произнося «Пых!»
Артикуляционная
гимнастика.
Слегка улыбнувшись, медленно открывают рот (как для пропевания
звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно закрывают рот. Упражнение
учит детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.
«Ветерок»
Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха.
Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух
на свою ладошку.
«Индюк»
Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика.
Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения
кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от
губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется
голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка
должен загибаться кверху.
«Теленок
пьет молоко»
Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем
облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины
неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует
растяжке подъязычной связки.
«Теленок
улыбается»
Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние
зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение
вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает
их подвижность.
«Теленок
вытягивает язычок»
Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются
дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5
раз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку,
укрепляет мышцы языка.
Артикуляционная
гимнастика
Упражнение для укрепления мимико-артикуляторных мышц. Дети
опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все лицо, потом открывают рот и
поднимают вверх брови.
Артикуляционная
гимнастика
Упражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации
(нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот, покусывают язык,
продвигая его постепенно вперед – назад.
«Иголочка»
Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая
его, стараясь делать узким, и у держивают в таком положении под счет от 1 до 5.
Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.
«Катушка»
Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние
зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8
раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его
мускулатуру.
«Хобот»
Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает
подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед,
загнув вверх боковые края языка.
Артикуляционная
гимнастика.
Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы. Дети
беззвучно произносят звук а, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у
нижних резцов.
«Любопытный
язычок»
Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят
им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз.
Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.
«Язык
здоровается с верхней губой».
Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край
языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот.
Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не
помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его
мышцы.