Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №4
Паспорт старшей группы №11
На 2019- 2020 учебный год
для детей с нарушением зрения
Воспитатели:
Хомутинникова С.Б.
Владимирцева В.Н.
Г. Верхняя Пышма
2020 год
Количество детей:
В группе 19 человек, из них 11 мальчиков и 8 девочек.
По наполняемости комплектование группы предусмотрено в соответствии с
требованиями СанПиН.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 5-6 лет с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям развития, представленными ФГОС: социальнокоммуникативному, познавательному, речевому, художественноэстетическому, физическому.
Воспитатели группы:
Хомутинникова Светлана Борисовна, образование высшее педагогическое,
стаж работы 16 лет;
Владимирцева Вера Николаевна, образование высшее педагогическое, стаж
работы 3 года.
Режим дня в старшей группе
Расписание непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе №11
Понедельник
9.00-9.25
«Цветик- Семицветик» (педагог- психолог)
9.35-10.00
Развитие речи
10.40- 11.05
Физическое развитие (на прогулке)
Вторник
9.00-9.25
Математическое развитие
9.35-10.00
Музыкальное развитие
10.10- 10.35
Аппликация / Конструирование
Среда
9.00-9.25
Подготовка к обучению грамоте
9.35-10.00
Лепка
10.10- 10.35
Физическое развитие
Четверг
9.00-9.25
Проектная деятельность
9.35-10.00
Рисование
15.30- 15.55
Музыкальное развитие
Пятница
9.00-9.25
Познавательно- исследовательская деятельность /
Чтение художественной литературы
9.35-10.00
« Мы живем на Урале»
10.10- 10.35
Физическое развитие
Возрастные физиологические особенности развития детей
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребёнок 5—6 лет стремится познать
себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает
осознавать связи и зависимости в социальном поведении и
взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные
изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают
предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им
взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить
до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок
в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми
общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о
себе. Эти представления начинают включать не только характеристики,
которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и
качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в
будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса»
и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом
возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников,
большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их
оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается
избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои
предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей
гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские
качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного
поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором
существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.
При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда
наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет...?»).
Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей
чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое
пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная).
Игровые действия становятся разнообразными.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно
рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети
внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам
друзей.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста
способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой
скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет
отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются
различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более
порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей
конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об
окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению
задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо
знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может
показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети
шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические
фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой
по величине большое количество предметов: например, расставить по
порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним
соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность
ребёнка ориентироваться в пространстве.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25
мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать
по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не
существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети
уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление,
которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием
обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых
представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6
лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным
(продуктивным) воображением, которое начинает приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её.
Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят
действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и
вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают
складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры
рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность
действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии
речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение
звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы,
антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также
активно пополняется существительными, обозначающими названия
профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам,
спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия
людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими
качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая
правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в
описательном и повествовательном монологах способны передать состояние
героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и
сравнения.
Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной
тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в
памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5— 6
лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения,
преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным
встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция
мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть
(предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и
поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда
выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным
освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять
выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится,
обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они
эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых
переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные
состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется
качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся
более осознанными и направленными (образ, средства выразительности
продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной
деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за
собой изображение).
Развивающая предметно- пространственная среда группы
Помещение
Приемная
Групповая
комната
Образовательная
область по ФГОС,
вид деятельности
Информационно –
просветительская
работа с
родителями;
Самообслуживание детей.
1.Образовательная
область
«Физическое
развитие»
Уголок
физического
развития
«»
Наглядно- демонстрационный материал и
оборудование
Информационные стенды для
родителей:
«Для вас, родители» (режим работы
детского сада и группы, расписание
работы и рекомендации
специалистов, объявления) ;
«Яблоко творчества» (выставка
поделок из пластилина);
«Советы Айболита » (информация о
лечебно-профилактических
мероприятиях, проводимых в группе
и в детском саду);
«Эмоции» (рекомендации
психолога);
« Уголок тифлопедагога»
(рекомендации, примерные
зрительные гимнастики);
«Наше творчество» (выставка
детских рисунков и поделок из
бумаги);
Наглядно – информационный
материал по временам года
(рекомендации для родителей по
времени года: одежда, игры,
безопасность);
«Пожарная безопасность»;
Шкафчики с определением
индивидуальной принадлежности,
скамейки.
Оборудование для физического развития
детей: (мячи малые, обручи, гантели,
ленты гимнастические, картотека
физических упражнений);
игры в гольф, настольный теннис,
бадминтон;
игры- «Бильбок»;
оборудование для гимнастики после сна:
ребристая дорожка, массажные коврики и
мячи.
2. Образовательная
область
«Художественноэстетическое
развитие»
Уголок развития
«Колобок»
Наглядное оформление по художественнотворческому развитию детей.
Различные виды театрализованных
персонажей по русским народным сказкам;
Игрушки- герои сказок «Би-Бо-Бо»;
Настольные игры, игры- вкладыши по
сюжетам сказок;
Мягкие игрушки- герои сказок;
Книжный уголок;
Книжки- игрушки;
Уголок развития
«Музыка и дети»
Музыкальные инструменты;
Аудиоколонка для воcпроизведения
музыки
Аудиозаписи сказок и песен для детей;
Уголок развития
«Я рисую»
Наглядное оформление уголка творчества.
Оборудование для творческой
деятельности на каждого ребенка (бумага
картон разного цвета, ножницы, альбомы
для рисования, карандаши цветные,
краски, кисти, клей- карандаши, клеенка
для клея, стаканчики для воды, пластилин,
стеки, доски для пластилина);
Цветные карандаши, бумага, трафареты
для свободного рисования.
Уголок развития
«Ряжение»
Одежда и атрибуты для ряжения ( юбки,
платки, шляпки, шапочки- маски с
изображением животных);
3. Образовательная
область
«Познавательное
развитие»
Уголок развития
«Я считаю...»
Наглядное оформление по
математическому развитию детей.
Дидактический и раздаточный материал по
математическому развитию детей (пенал с
геометрическими фигурами на каждого
ребенка; карточки ориентировки на
плоскости на каждого ребенка; наборное
полотно с цифрами и числами; плакаты и
наборы дидактических наглядных
материалов для счета в пределах 10;
плакаты с изображением геометрических
фигур разного цвета; тетради по
математике на каждого ребенка;
карандаши простые для работы в тетрадях;
магнитные цифры; настольные игры и
игры- вкладыши на счет до 10);
карточки- игрушки для индивидуальных
занятий с детьми по обучению счету;
настольные игры с геометрическими
фигурами.
Уголок развития
«Внимание! 01»
Плакаты и наглядно- демонстрационное
пособие с изображением безопасного
обращения с огнем;
Наглядное оформление по безопасному
обращению с огнем;
игрушки- машины специального
назначения; жилет пожарного.
Уголок развития
«Светофорчик»
Наглядно- демонстрационное пособие по
ПДД;
Наглядное оформление по ПДД; лото по
ПДД; игровой набор дорожных знаков;
игрушки- машины специального
назначения; жилет и жезл инспектора
ГИБДД;
«Уголок природы»
Наглядное оформление по временам года;
календарь природы; лото по временам
года; игры- вкладыши по временам года;
игрушки- поделки из природного
материала; игрушки- поделки из
подручного материала; инвентарь для
ухода за комнатными растениями ( лейки,
лопатки); игровой календарь природы;
раздаточный материал для проведения
разминки ( листочки, фрукты, снежинки);
тетради по окружающему миру на каждого
ребенка.
Уголок развития
мелкой моторики
рук
«Мои пальчики
играют»
Конструктор крупный и мелкий в
контейнерах и корзинках, в ведерках.
Кубики крупные в контейнере.
Настольные игры: пазлы с изображением
сюжета сказок и героев мультфильмов;
кубики с сюжетами мультфильмов и
сказок; мозаика мелкая, мозаика крупная в
контейнере; домино; лото с разными
сюжетными картинками; игры- шнуровки
деревянные, игры- шнуровки картон, игрышнуровки пластик в контейнере, игрышнуровки, изготовленные из подручного
материала; игры- ходилки.
4. Образовательная
область
«Речевое
развитие»
Уголок развития
Наглядное оформление по речевому
«Говоруши»
развитию детей.
Демонстрационное пособие для
составления рассказов; картотека речевых
гимнастик; игры и игрушки на развитие
речевого дыхания; книжка- игрушка по
сюжетам произведений Агнии Барто;
литература для детей старшего
дошкольного возраста;
5. Образовательная
область
«Социальнокоммуникативное
развитие»
Игровой уголок
Игровая мебель. Атрибуты и игрушки для
сюжетно – ролевых игр: «Семья» ( куклы,
кроватки, текстильные принадлежности,
посуда для кукол); «Магазин» (муляжи
овощей и фруктов, муляжи продуктов
питания, «выпечка» из соленого теста,
игровые наборы для покупок, одежда для
переодевания «Продавец»);
«Парикмахерская» ( игровые наборы с
предметами «Парикмахера»); «Больница»
(игровые наборы «Доктор», одежда для
переодевания «Доктор»).
Тифлоуголок
Спальная
комната
Наглядное оформление тифлоуголка.
Зрительные тренажеры; зрительные
фиксаторы; метка по Аветисову;
зрительные тренажеры Базарного;
настенный зрительный лабиринт;
зашумленные картинки; игры- вкладыши;
игры- картинки; настольный лабиринт
«Проведи магнитом»; разрезные картинки.
Деятельность
Спальная мебель.
воспитателей.
Мебель для работы воспитателя (стол;
Дневной сон детей. стул; стеллаж напольный для хранения
Гимнастика после методической литературы, используемой в
сна.
текущей работе по оформлению,
планированию работы с детьми старшего
возраста; полка навесная для хранения
методической литературы, используемой
по календарному и тематическому
планированию работы с детьми старшего
возраста.
Шкаф №1 для хранения методической
литературы и нагляднодемонстрационных пособий по возрастным
группам.
Шкаф №2 для хранения игрового,
учебного материала, оборудования и
инвентаря, методической литературы по
возрастным группам.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)